Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

31939846
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
7453
11225
42119
29825329
201085
310384

Сегодня: Апр 18, 2019




ГАТОВ А. Б. Так было

PostDateIcon 27.02.2011 19:40  |  Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
Просмотров: 4602

А. Б. ГАТОВ

ТАК БЫЛО

Начало нашего знакомства относится к 1920 году. Я жил в Харькове. Сергей Александрович несколько раз там бывал в 1920—1921 годах, а я часто приезжал в Москву, суровую Москву тех лет. Мне довелось выступать вместе с Есениным в Харькове и в Москве, Нечего говорить, что успех распределялся неравномерно…
Как читал свои стихи Есенин? Я бы сказал — упоенно, горячо, страстно, как исповедь сердца. Особенно мне запомнилась сцена из «Пугачева», в то время еще не опубликованного, — сцена «Уральский каторжник», в которой Хлопуша является в стан Пугачева.
По-иному, но также властно захватывая слушателя, он читал «Сорокоуст». Очень спокойно произносил первое озорное восьмистишие; на песенный лад, то задорный, то скорбный, переходил во второй главке — «Ах, не с того ли за селом…»; набрав воздух в легкие, гордо и по-былинному широко повествовал о соревнованье жеребенка с паровозом:

Неужель он не знает, что в полях бессиянных
Той поры не вернет его бег,
Когда пару красивых степных россиянок
Отдавал за коня печенег?

«Сорокоуст» был одним из любимейших произведений публики той поры; Есенин сам его любил, читал охотно…
Как воспринимал Есенин чужие стихи? (Конечно, я имею в виду его современников.) Есенин умел слушать настороженно — как-то расцветал, когда стихи казались ему удачными; он просил автора их повторить и сам произносил понравившиеся строки. (У меня ему нравилось, например: «На зябких розах желтая солома…») Свежее дыхание он ощущал в высокой степени: «Стихи должны быть, как открытое окно!» Но мне приходилось слышать, как Есенин, увидав в печати сухие, казенные произведения, сопровождал свою резкую критику соленым словом в адрес того или иного редактора. Есенину было далеко не безразлично, на каком уровне будет находиться русская поэзия.
Он ратовал за все талантливое, новаторское, индивидуальное. Он любил Блока, ценил классически уверенные стихи Белого и Брюсова, особенно его «Баллады» и гражданские стихи 1904—1905 годов («Современность»). Серость в стихах Есенину казалась оскорблением русской поэзии. Самой бранной кличкой в устах Есенина было слово «эпигон», безразлично — есенинский или символистов. Это, между прочим, стоит запомнить некоторым поэтам, не застрахованным и сейчас от подражания Есенину.
Есенин был широкой, самобытной русской натурой. Недаром он всегда восхищался Горьким и Шаляпиным, гордился дружбой с Качаловым и Коненковым. Хотя он и учился в Университете Шанявского, но, по существу, он был самородком, самому себе обязанным и своей немалой культурой, и развитием своего таланта.
Широта Есенина — широта ума и характера — сказывалась всегда и во всем. Может быть, не совсем удачной иллюстрацией этого будет одна его запомнившаяся реплика. Зашел разговор о бегах… Есенин нахмурился и процедил: «Не люблю бегов. Бегут две, три, четыре лошади… Скучно! То ли дело — табун бежит…» Это было сказано просто, без рисовки.
Как-то в осенние сумерки я пришел на Большую Никитскую, в книжную лавку имажинистов, где Сергей Александрович бывал обычно перед вечером. Лавка была уже закрыта. Сотрудник, дававший Есенину отчет за минувший день, поторопился уйти наверх на антресоли, где мерцал огонек. И лавка была слабо освещена керосиновой лампой. В рембрандтовской полутьме — Есенин, в пальто, накинутом на плечи, и в руках книга:
— Гоголь! Мой любимый!
Приблизив том к свету, Сергей Александрович, наклонившись, начал мне читать страницу из «Мертвых душ», но оборвал на полуфразе:
— Я все у него люблю. И «Вечера на хуторе…», и «Тараса Бульбу»… Начнешь читать, и весь мусор с души сдувает…
В эту нашу встречу Сергею Александровичу захотелось подарить мне одну из своих книг — под руками было недавно вышедшее «Преображение». Он сделал короткую надпись:

«Гатову
дружеский
Есенин
1921
Сент.
Москва».

ПРИМЕЧАНИЯ

Гатов Александр Борисович (р. 1889-1972) — русский советский поэт, переводчик и литературовед.
Воспоминания печатаются по рукописи, которая представляет собою переработанную редакцию статьи «О Есенине», помещенной в сборнике «День поэзии», изд. «Советский писатель», М, 1960, стр. 231.


«Воспоминания о Сергее Есенине». Сборник. М., «Московский рабочий», 1965.

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика